Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Регистрация
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Минимализм

Искусство сокращать

  8 
О минимализме сейчас чаще всего говорят как об изобразительном и дизайнерском приеме, и даже как о модном образе жизни, при котором люди обходятся самыми необходимыми вещами. На Netflix даже можно посмотреть документалку об этом аскетичном движении и его апологетах. Но в 1960-х этот термин впервые использовали американские арт-критики, чтобы обозначить новые тенденции в творчестве молодых художников и скульпторов.
Сами артисты минималистами себя не называли и вообще избегали каких бы то ни было определений, они не были связаны ни общим манифестом, ни долгими совместными поисками новой художественной истины. Единственное, что их объединило физически — совместная выставка, которая открылась 27 апреля 1966 года в Еврейском музее Нью-Йорка. Она называлась «Первичные конструкции: молодые американские и британские скульпторы» и, по мнению современных историков искусства, стала первым арт-событием, которое стирало грань между работой художника и дизайнера. К художникам, принимавшим участие в выставке (их было 42), арт-критики сразу начали примерять термины: ABC art, Сокращенное искусство, минимализм. Последний быстро прижился в прессе и художественной критике. Но это не помешало некоторым участникам «Первичных конструкций» еще несколько лет яростно открещиваться от термина, от собственной причастности к этому стихийно оформленному движению.
Инсталляция на выставке «Первичные конструкции: молодые американские и британские скульпторы», 1966. Источник: www.widewalls.ch

Ничего личного

Минимализм, как и большинство стилей-пионеров постмодернизма, возник как реакция на модернизм. Главным его оппонентом и главной силой, против которой была объявлена война, стал абстрактный экспрессионизм. Первых постмодернистов не устраивало в этом движении всё: предельные эмоции, узнаваемый авторский стиль каждого художника, художественная харизма и драматизм, культ цвета и техники как квинтэссенции смыслов и глубоких переживаний. Слишком много спонтанности в процессе создания, слишком много личности художника в законченном произведении, слишком много ключей к пониманию требуется зрителю. Вместо этого минималисты предъявляют зрителю объективную красоту предмета, исключают себя из выставочного контекста. Зритель может не знать и не пытаться запомнить имя художника — это не важно.
Скульптор-минималист Фрэнк Стелла, высказавшись однажды о собственных работах, предложил формулировку, которая стала девизом всего движения: «То, что вы видите — это то, что вы видите».
Минималисты отрицают любую репрезентативность в искусстве — предмет искусства важен сам по себе и обладает внутренней ценностью без привязки к явлениям окружающего мира и личности автора. Чистая красота, чистая геометрия, взаимодействие объекта с окружающим пространством, часто — непосредственное внедрение в пространство выставочного зала. Ни биография, ни переживания, ни мировоззрение художника не имеют отношения к готовому объекту.
Дональд Джадд. Без названия

Выставка «Первичные конструкции» подняла вопрос о роли художника: в прессе, в выставочных залах, на конференции, проведенной со всеми участниками, говорили об этом. Скульптуры минималистов часто изготавливались в промышленных мастерских — и художник участвовал в этом процессе только как автор эскиза, отказавшись от технической части, от воплощения.

Например, американский скульптор Дональд Джадд проектировал конструкции, которые сложно отнести к скульптуре или живописи в традиционном европейском художественном контексте. Ритмично встроенные прямо в стену выставочного зала бруски из алюминия и плексигласа Джад не изготавливал сам, а просто дал точные указания рабочим-подрядчикам. Идея этой конструкции делает Джада ее автором, художником? Даже коллеги-скульпторы не всегда готовы были признать такой способ творчества допустимым.

Сол Левитт. Настенная роспись в Художественном музее Сан-Франциско, 1975

Ничего лишнего

Скульптору-минималисту и художнику-минималисту не нужны особые профессиональные материалы и инструменты. Особая грунтовка холста, колдовство над специальной консистенцией масляных красок, подбор рамы, выбор лака, нагревание пастели — все эти эксперименты с техниками, которыми так увлекались модернисты, стали ненужными и несущественными, более того, были объявлены помехой в поиске объективной, простой красоты. Юный Фрэнк Стелла по окончании университета подрабатывал маляром — и свою первую знаменитую серию картин «Черная живопись» создал, используя обычную интерьерную краску и малярные кисти из ближайшего строительного магазина. Дэн Флавин 30 лет проработал с одним-единственным материалом — флуоресцентными лампами, которые тоже не составляло труда купить в любом магазине товаров для дома. Сол Левитт создал 1350 декоративных живописных работ — и все они написаны акриловыми красками на стенах, вписаны не только в прямоугольник поверхности конкретной стены, а в архитектуру всего помещения. При этом покрывать стены краской ему часто помогала целая команда рабочих.
Инсталляция на выставке «Первичные конструкции: молодые американские и британские скульпторы», 1966. Источник: www.artsy.net
Джуди Чикаго. Инсталляции «Радуга» и «Троица». Источник: theartling.com
Используя деревянные бруски или кирпичи из хозяйственного магазина, скульпторы-минималисты старались избегать каких бы то ни было манипуляций с изначальным материалом. Не красили, не украшали, не пытались превратить во что-то другое. Наоборот, материал, попавший в руки автору, диктовал будущее произведение искусства. И, конечно, у минималистов в этом отношении к материалу как творческому стимулу, были предшественники, идеи которых они продолжали. Иногда наследовали и разворачивали эти идеи, иногда вступали с ними в полемику и исключали лишние смыслы и несущественные детали. Сокращали форму, сокращали выразительность, сокращали цвета. Минимализм не претендует на дополнительные смыслы — смысл имеют только упорядоченность, красота и простота самого предмета.

Среди главных предшественников минимализма называют художников, скульпторов и архитекторов немецкой школы Баухауз, архитектоны Казимира Малевича, башни Владимира Татлина. Только если всех их занимала практичность, утилитарность, социальная значимость (пусть даже умозрительная, нереальная, футуристическая) создаваемых вещей, то минималисты бегут от социальных и политических смыслов как от огня. Дэн Флавин в течение 30 лет продолжал обращаться в своих работах к Татлину и создал 39 оммажей его «Башне третьего интернационала»: скульптуры из белых флуоресцентных ламп, по очертаниям напоминающие архитектурные сооружения.

Знаковые работы

Фрэнк Стелла. Черная живопись. 1959

Фрэнку Стелле было 22 года, когда он начал серию «Черная живопись». Он тогда только переехал в Нью-Йорк и был, само собой, под огромным впечатлением от работ абстрактных экспрессионистов. Но за собственные работы взялся, когда увидел то, что делает Джаспер Джонс. Черная живопись — огромные полотна, покрытые единственной краской — черной. Геометрический рисунок из белых полос — это просто незакрашенный холст. В 23 Стелла стал знаменит. Три из его работ были представлены на выставке в Мемориальном художественном музее Аллена, и в том же году — на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Примерно тогда же Стелла сказал: «Картина — это плоская поверхность, покрытая краской, и ничто иное».
Дэн Флавин. Без названия (посвящение Барнетту Ньюману). 1971

Вообще-то любая из работ Дэна Флавина может претендовать на звание знаковой, потому что в каждой из них используются свет и пространство выставочного зала как материалы. Флавин создавал конструкции из флуоресцентных ламп и алюминиевых строительных планок. Но оконченной могла считаться только тогда, когда размещалась на стене, в углу, в нише. Это могла быть сетка
Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
из разноцветных ламп или всего лишь одна светящаяся полоса, размещенная почти над уровнем пола. В любом случае скульптурный и живописный смысл работы становится понятным в затемненной комнате, когда свет ложится на стены или окутывает отведенное ему пространство.
Сол Левитт. Два открытых модульных куба. 1972

Сол Левитт не только раскрашивал стены в музеях и общественных пространствах, но и много работал со скульптурой. Его любимой исходной фигурой был куб. Он сам объяснял эту страсть так: «Самое интересное свойство куба — это его относительная неинтересность. Лучше всего использовать его как базовую единицу для создания любой более сложной фигуры». И Левитт использовал: он создал множество кубических кунструкций, которые внутри были разделены на множество мелких кубов, составлял несколько одинаковых первоначальных модулей, сдвигая их относительно общей грани.
Карл Андре. Эквивалент VIII. 1966

В 1966 году для выставки в галерее Тибор де Надь Карл Андре создал 8 скульптур и расположил их на полу. Каждая скульптура состояла из 120 силикатных кирпичей и обладала набором сходных параметров: одинаковый вес, одинаковый объем, одинаковая высота. Менялись только ширина и высота прямоугольников. Для Карла Андре было важно, чтобы скульптура формировала пространство, а не просто занимала в нем место.
Роберт Моррис. Без названия, 1965. Источник: theartling.com

Ничего вечного

Кого только не ругали за недостаточность усилий, приложенных к созданию произведению. Это началось примерно за столетие до 1960-х — уже с импрессионистов. И каждое новое авангардное движение (кубистов, дадаистов, Малевича с его супрематизмом, абстрактных экспрессионистов) обвиняли в том, что такое мог намалевать кто угодно. При этом достижения каждого рано или поздно были признаны и вписаны в историю искусства.

Минималисты стали первыми, кто подверг сомнению саму важность такого признания. Их работы стали кошмаром кураторов, вызовом традиционной организации выставок, вызовом традиционной системе коммерческой оценки искусства. Часто работа была актуальна только для определенного помещения, только в определенном освещении, только в одном кураторском замысле. Если взять для «Эквивалентов» Карла Андре другие кирпичи, а не те, которые участвовали в первой выставке, скульптура потеряет свою ценность? Если купить в ближайшем строительном десяток флуоресцентных ламп и в собственной гостиной собрать их в композицию, подобную скульптурам Дэна Флавина, этот осветительный прибор сможет претендовать на статус произведения искусства? И что, в конце концов, делать с тем, что за пределами конкретной выставки, разового высказывания — это всего лишь лампы или 120 кирпичей?
Рашид Араин. Любовники. 1968
Минималистов чаще всего не заботила долговечность их работ, и те, что сейчас можно найти в американских или британских музеях — скорее, счастливая случайность. А на вопрос о других кирпичах, например, Карл Андре ответил сам — в 1979 году он взял и повторил свои «Эквиваленты», которые изрядно пооббивались и износились, но только уже с огнеупорными кирпичами. Потому что силикатные перестали производить. Для минималистов важен только момент создания, элемент организации формы в пространстве, взаимодействие полученного объекта с пространством и зрителем. И то, что вы видите, — это то, что вы видите.
Художники и скульпторы, работы которых относят к направлению минимализм: Дэн Флавин, Дональд Джадд, Карл Андре, Сол Левитт, Фрэнк Стелла, Ева Гессе, Джуди Чикаго, Агнес Мартин, Роберт Моррис, Эллсворт Келли и другие.

Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Minimalism

The art of reduction

  7 
Minimalism
Minimalism is now most often spoken of as a visual and design technique, and even as a fashionable lifestyle, which helps people to get by with the most necessary things. You can even watch a documentary on Netflix about this ascetic movement and its apologists. But in the 1960s, the term was first used by American art critics to denote the new art trends of young artists and sculptors. Read more
is now most often spoken of as a visual and design technique, and even as a fashionable lifestyle, which helps people to get by with the most necessary things. You can even watch a documentary on Netflix about this ascetic movement and its apologists. But in the 1960s, the term was first used by American art critics to denote the new art trends of young artists and sculptors.
The artists did not call themselves minimalists and generally avoided any definitions, as they were not bound either by a common manifesto or by a long joint search for a new artistic truth. The only thing that physically united them was a joint exhibition that opened on 27 April 1966 at the Jewish Museum in New York. It was called "Primary Structures: Younger American and British Sculptors" and, according to contemporary art historians, that was the first art event to blur the line between the work of an artist and a designer. Art critics immediately began to try on terms for the artists who took part in the exhibition (there were 42 of them): ABC art, minimal art, minimalism. The latter quickly caught on in the press and among art critics. However this did not prevent some of the "Primary Constructions" participants from violently denying the term for several more years, as well as from their own involvement in this spontaneously created movement.
An installation at the "Primary Structures: Younger American and British Sculptors" exhibition, 1966. Source: www.widewalls.ch

Nothing personal

Minimalism, like most of the postmodernist pioneering styles, arose as a reaction to modernism. Abstract expressionism became its main opponent and the main force to declare war against. The first postmodernists were not satisfied with everything in this movement: extreme emotions, recognizable manners of each artist, artistic charisma and drama, the cult of colour and technology as the quintessence of meanings and deep feelings. Too much spontaneity in the creation process, too much of the artist’s personality in the finished work, too many keys are required for the viewer to understand the subject matter. Instead, minimalists present the viewer with the objective beauty of the object, exclude from the picture context. The viewer may not know and not try to remember the artist’s name, as it doesn’t matter.
Once speaking about his own works, the minimalist sculptor Frank Stella proposed a formulation that became the motto of the entire movement: "What you see is what you see".
Minimalists deny representationalism in art. An object of art is important in itself and has an intrinsic value without reference to the phenomena of the surrounding world and the author’s personality. Pure beauty, pure geometry, the interaction of an object with the surrounding space, often direct integration into the space of the exhibition hall. Neither biography, nor experiences, nor the artist’s worldview have anything to do with the finished object.
Donald Judd. Untitled

The "Primary Structures" exhibition raised the issue of the artist’s role: in the press, in the exhibition halls, at the conference held with all participants, they talked about it. Sculptures by minimalists were often made in industrial workshops, and the artist only participated in this process as the author of the sketch, abandoning the technical part, the embodiment.

For example, American sculptor Donald Judd designed structures that were difficult to attribute to sculpture or painting in a traditional European artistic context. Judd did not make the rhythmically built right into the showroom wall aluminum and plexiglass bars, but simply gave precise instructions to his contractors. Does the idea of this design make Judd its author, the artist? Even fellow sculptors were not always ready to admit this creative method acceptable.

Sol LeWitt, Wall drawing at the San Francisco Art Museum, 1975

Nothing extra

The minimalist sculptor and the minimalist artist do not need special professional materials or tools. The special primer of the canvas, the witchcraft of the special oil paint consistency, the frame
It has always been important for artists and art collectors how to frame their works of art. We can paraphrase Shakespeare and say,

“What’s in a frame? That which we call a picture
In an improper frame will look less nice.”

Or, perhaps, the picture’s message will be obscured by too ornate or too plain framing. Here, we present a retrospective journey into the history of framing and its evolution, with illustrations and an expert’s commentary. Read more
selection, the choice of varnish, heating the pastels — all these experiments with the techniques that modernists were so fond of became unnecessary and insignificant; moreover, they were declared a hindrance in the search for objective simple beauty. After graduating from university, young Frank Stella worked as a painter, and he created his first famous The Black Paintings series using ordinary interior paint and brushes from a nearby hardware store. Dan Flavin has worked with a single material for 30 years — fluorescent lamps, which were also easy to buy in any home improvement store. Sol LeWitt created 1,350 decorative paintings, all painted with acrylics on walls, being inscribed not only in the particular wall rectangle, but in the architecture of the entire room. At the same time, a whole team of workers often helped him to paint the walls.
An installation at the "Primary Structures: Younger American and British Sculptors" exhibition, 1966. Source: www.artsy.net
Judy Chicago. Rainbow and Trinity installations. Source: theartling.com
Using wood blocks or bricks from a hardware store, minimalist sculptors tried to avoid any manipulation of the original material. They didn’t paint or decorate it, nor did they try to transform it into something else. On the contrary, the material that fell into the author’s hands dictated the future artwork. And, of course, the minimalists had predecessors in this respect to the material as a creative stimulus, whose ideas they continued. Sometimes they inherited and developed these ideas, sometimes they started polemics with them and excluded unnecessary meanings and insignificant details. They reduced shape, reduced expressiveness, reduced colours. Minimalism did not pretend to have additional meanings — only orderliness, beauty and simplicity of the object itself made sense.

Among the main predecessors of minimalism are the artists, sculptors and architects of the German Bauhaus school, the Architectons of Kazimir Malevich, the Vladimir Tatlin's towers. However, all of them were occupied with practicality, utilitarianism, social significance (even speculative, unreal, futuristic) of the created things, whereas the minimalists denied the social and political meanings. Dan Flavin continued to refer to Tatlin in his work for 30 years and created 39 homages to his Monument of the Third International: sculptures made of white fluorescent lamps, resembling outlined architectural structures.

Significant works

Frank Stella. The Black Paintings. 1959

Frank Stella was 22 when he started his The Black Paintings series. He had just moved to New York and was, of course, greatly impressed by the work of the Abstract Expressionists. But he took up his own work when he saw Jasper Jones' work. The Black Paintings are huge canvases covered with a single paint, the black one. The geometric pattern of white stripes is just an unpainted canvas. At 23, Stella became famous. Three of his works were on display at the Allen Memorial Museum of Art, and at the Museum of Modern Art in New York the same year. Around the same time, Stella said: "A painting is a flat surface covered with paint, and nothing else".
Dan Flavin. Untitled (for Barnett Newman). 1971

In fact, any of Dan Flavin’s works claims to be significant, as each of them uses the light and space of the exhibition hall as materials. Flavin created constructions of fluorescent lamps and aluminum building bars. But it could only be considered finished when it was placed on a wall, in a corner, in a niche. It could be a grid of multi-coloured lamps or just one luminous strip placed almost above the floor level. In any case, the sculptural and pictorial meaning of the work became clear in a darkened room, when the light fell on the walls or enveloped the space allotted to it.
Sol LeWitt. Two Open Modular Cubes. 1972

Sol LeWitt not only painted walls in museums and public spaces, but also worked extensively with sculpture. His favourite original figure was cube. He explained this passion himself as follows: "The most interesting property of the cube is its relative lack of interest. It is best used as a base unit for any more complex shape." And LeWitt used it: he created many cubic constructions, which were internally divided into many small cubes, he made up several identical initial modules, shifting them relative to their common face.
Carl Andre. Equivalent VIII. 1966

In 1966, Carl Andre created 8 sculptures for an exhibition at the Tibor de Nagy gallery, and placed them on the floor. Each sculpture consisted of 120 silicate bricks and had a set of similar parameters: the same weight, the same volume, the same height. Only the width and height of the rectangles varied. For Carl Andre, it was important that the sculpture shape the space, and not just take its place in it.
Robert Morris. Untitled, 1965. Source: theartling.com

Nothing eternal

Many artists were scolded for the lack of efforts they made to create the artwork. It began about a century before the 1960s, from the Impressionists. And each new avant-garde
Avant-garde is how modern art critics refer the general trend of new artistic directions that arose in world art at the turn of the 19th and 20th centuries. A very thin line separates it from the concept of “modernism”. Read more
movement (Cubists, Dadaists, Malevich with his Suprematism, Abstract Expressionists) was accused of the fact that anyone else could paint such a thing. At the same time, the achievements of each trend were recognized sooner or later and engraved into the history of art.

Minimalists were the first to question the very importance of such recognition. Their work has become a curator’s nightmare, a challenge to the traditional exhibition organization, a challenge to the traditional system of commercial art evaluation. Often their work was only relevant for a certain room, in a certain lighting, in one curatorial idea. If we take other bricks for Carl Andre’s Equivalents than those used for the first exhibition, would the sculpture lose its value? If you buy a dozen fluorescent lamps in a nearby store and assemble a composition similar to Dan Flavin’s sculptures in your own living room, would this lighting fixture claim to be a work of art? And after all, what about the fact that outside a particular exhibition, a one-time statement, it’s all just lamps and 120 bricks?
Rasheed Araeen. Lovers. 1968
Minimalists most often did not care about the durability of their work, and those that can now be found in American or British museums are more likely a fluke. And the question about other bricks, for example, was answered by Carl Andre himself: in 1979, he repeated his Equivalents, which were pretty much chipped and worn out, but he took refractory bricks. Because they ceased to produce silicate bricks. For minimalists, only the moment of creation is important, the element of organizing the form in space, the interaction of the resulting object with space and the viewer. And what you see is what you see.
Painters and sculptors whose works are classified as minimalism: Dan Flavin, Donald Judd, Carl Andre, Sol LeWitt, Frank Stella, Eva Hesse, Judy Chicago, Agnes Martin, Robert Morris, Ellsworth Kelly and others.