войти
опубликовать

Абстрактный экспрессионизм

711 работ, 180 художников
Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) – стиль живописи, который возник и распространился в 1940-е годы в США. Помимо искусствоведческого названия, течение приобрело ряд имен: живопись действия, живопись цветовых полей, живопись жеста, искусство хаоса и даже «каляко-маляковая школа живописи». Понятие абстрактного экспрессионизма охватывало направления абстрактной живописи и скульптуры, разнообразные по стилям и техникам, и применялось к работам художников, целью творчества которых являлось спонтанное выражение подсознания в хаотической форме. Девизом авторов нового вида искусства стала "свобода от всего": правил, формализма, логики, традиционных канонов живописи, правил применения цвета и композиции. Рисовали быстро, размашисто и на больших полотнах, капали и расплескивали краски до полного выражения собственных чувств и эмоций.

Возникновению и популярности картин абстрактного экспрессионизма способствовал ряд объективных факторов. В первую очередь, эмиграция европейских художников, которые спасались в США от тоталитарных режимов и ужасов Второй мировой войны. Да и сами американцы, едва оправившиеся после Великой депрессии, искали относительно безопасный и аполитичный способ выплеснуть накопившееся социальное и эмоциональное напряжение. Новое абстрактное искусство стало энергичным, мятежным, гротескным, анархическим, а главное – безопасным для показа. А еще доступным каждому, ведь произведением искусства рисковала стать каждая из поделок последователей нового направления, даже непрофессионалов живописи.

Главный творческий принцип абстрактного экспрессионизма – использовать спонтанное, автоматическое нанесение красок на холст под влиянием настроения, эмоций, внутренних ощущений художника. Поток краски на полотно символизировал и материализовал выход радости, страсти, гнева, страха. Этот выход не ограничивался ни размерами холста, ни логикой, ни канонами искусства. Техники письма применялись нестандартные и неожиданные: разливание красок из банок, разбрызгивание из пульверизатора, накладывание шпателем, рисование взмахами кисти, закрашивание большого участка одним цветом. Художники вводили в картины и элементы реальности: элементы коллажа, правильные геометрические линии и фигуры, узнаваемые объекты, которые вместе не давали целостную и очевидную картину. Палитра могла быть черно-белой или пугать буйством красок и сочетанием цветов без эстетических ограничений. Готовая картина не претендовала на оценочные суждения, она требовала от зрителя понять внутреннее состояние художника, почувствовать выражаемые эмоции. Форма как символ логики противопоставлялась цвету как символу подсознания.

Картины абстрактного экспрессионизма: «Электрическая ночь» 1946, «Полная морская сажень» 1947, «Композиция с красными штрихами» 1950, «Красный, черный и серебряный» 1956 Джексона Поллока, «Открытая дорога» 1950, «Женщина» 1952, «Новости Готэма» 1955, «Задний двор на Десятой улице» 1956, «Вилла Боргезе», 1960 Виллема де Кунинга, «Божья коровка», 1957, «После дождя» 1976 Джоан Митчелл, «Посвящение Босху» 1973 Евгения Михнова-Войтенко, «Многообразие», 1948, «Оранжевый, красный, желтый» 1961 Марка Ротко.

Художники абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Джоан Митчелл. Среди европейских и российских авторов: Пьер Сулаж, Жорж Матье, Ганс Гартунг, Николя Де Сталь, Евгений Михнов-Войтенко, Василий Кандинский.
Лента

Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Abstract Expressionism

369 artworks, 135 artists
Abstract expressionism is an art movement style that arose and spread in the 1940s in the USA. Besides its official art history name, the trend received a number of names: action painting, colourfield painting, gesture painting, chaos art, and even the scribble painting school. The concept of abstract expressionism encompassed areas of abstract painting and sculpture, diverse in style and technique, and was applied to the works by the artists whose artworks aimed at spontaneous expression of the subconscious in a chaotic form. The motto of the new art artists was Freedom From Everything: formalism, logic, traditional canons of painting, rules for colour schemes and compositions. They painted quickly, sweepingly on large canvases, dripped and splashed paint till the full expression of their own feelings and emotions.

A number of objective factors contributed to the emergence and popularity of abstract expressionist paintings. First of all, it was the emigration of those European artists who escaped to the United States from the totalitarian regimes and the horrors of World War II. At the same time, the Americans themselves recovered from the Great Depression and were looking for a relatively safe and apolitical way to throw out the accumulated social and emotional stress. New abstract art has become energetic, rebellious, grotesque, anarchic, and most importantly – safe for display. As well as accessible to everyone, because each of the new trend followers’ crafts, even those of non-professional painters, could become a work of art.

The main creative principle of abstract expressionism is to use spontaneous, automatic application of paints to the canvas under the influence of the mood, emotions, and inner feelings of an artist. The stream of paint on the canvas symbolized and materialized the joy, passion, anger, fear. This expression was not limited by the size of the canvas, nor by logic, nor by the canons of art. The painting techniques used were extraordinary and unexpected: pouring paints from cans, spraying from a spray bottle, applying with a spatula, painting with brush strokes, filling a large area with one colour. Artists introduced into the paintings such elements of reality as collage, regular geometric lines and shapes, recognizable objects that never formed a holistic and obvious picture when put together. The colour palette could be black and white or express a riot of colours and a combination of tones without any aesthetic restrictions. The finished picture did not pretend to receive judgment, it required the viewer to understand the internal state of the artist, to feel the expressed emotions. Form as a symbol of logic was contrasted with colour as a symbol of the subconscious.

Abstract expressionist paintings:
Electric Night” 1946, “Full Fathom” 1947, “Composition with red strokes” 1950, “Red, Black and Silver” 1956 by Jackson Pollock, “Open Road” 1950, “Woman” 1952, “Gotham News” 1955, “Backyard on Tenth Street” 1956, “Villa Borghese” 1960 by Willem de Kooning, “Ladybug” 1957, “After the Rain” 1976 by Joan Mitchell, “Dedication to Bosch” 1973 by Eugene Mikhnov-Voitenko, “Diversity” 1948, “Orange, Red, Yellow” 1961 by Mark Rothko.

Abstract expressionist artists:
Jackson Pollock, Willem de Kooning, Barnett Newman, Mark Rothko, Joan Mitchell. European and Russian artists: Pierre Soulages, Georges Mathieu, Hans Hartung, Nicolas De Stael, Eugene Mikhnov-Voitenko, Wassily Kandinsky.
Feed