Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Регистрация
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Лукас
Кранах Старший

Германия 
1472−1553
Подписаться264
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere, 4 октября 1472 г., г. Кронах — октября 1553 г., г. Веймар) — немецкий художник эпохи Ренессанса, график, придворный живописец. Автор многочисленных портретов современников, а также картин с сюжетами на библейские темы и жанровых полотен. Принимал активное участие в создании Дунайской школы, глава большой художественной мастерской, сторонник движения Реформации, друг Мартина Лютера. Отец живописцев Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Особенности творчества художника Лукаса Кранаха: удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Кранах сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.

В ранних картинах Лукаса Кранаха отчетливо заметно, что художник отдавал предпочтение нестандартным цветовым решениям. Этот прием в комбинации с асимметрией был довольно новаторским для того времени. Более зрелый период творчества представлен полотнами, где преобладает поэтическое начало, благодаря которому сюжеты, насыщенные мелкими деталями, приобретают флер сказочности и идиллии.

Известные картины Лукаса Кранаха Старшего: «Адам и Ева», «Распятие», «Венера и Амур», «Мадонна», «Нимфа источника», «Меланхолия», «Охота на оленя», «Суд Париса», «Юдифь с головой Олоферна», портреты Мартина Лютера, принца Саксонии, Фридриха Мудрого, Сибиллы Клевской, Анны Куспиниан.

Картины Лукаса Кранаха как отражение эпохи

Точных данных о детских годах художника нет. Одни источники утверждают, что его отец неизвестен, а фамилия юного Кранаха была Зюндер. Согласно другим сведениям, Лукас появился на свет в семье художника Ганса Малера, жившего и работавшего в Верхней Франконии в городе Кронахе. Предполагают, что азам живописи Кранах обучался в мастерской своего отца. Его первые рисунки не сохранились, достоянием общественности стали произведения Лукаса, созданные художником в возрасте примерно 30 лет.

В начале 1490-х годов молодой Лукас Кранах, тогда еще никому не известный начинающий художник, отправился в путешествие по Германии. Затем была Палестина, а в 1501 году — Вена. В столице Австрии живописец провел два года, изучая творчество Альбрехта Дюрера. Именно здесь он написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом. В их числе — полотно «Адам и Ева», которому долгое время приписывалось авторство Дюрера: Кранах был настолько увлечен работами великого немца, что воспользовался одноименной композицией мастера для создания своего варианта.

Переезд в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого в 1504 году принес Кранаху звание придворного живописца и известность: он пишет портреты придворных и другие картины, в числе которых «Распятие». Изобразив Спасителя вознесшимся на кресте над залитой кровью и весенним половодьем землей на фоне темных грозовых туч и сухих ветвей, художник сумел передать весь трагизм происходящего, который при этом оставляет надежду на спасение после смерти и прощение грехов.

Как художник, Лукас Кранах периода начала 1500-х годов демонстрирует удивительное мастерство, сочетая контрастные яркие краски и используя необычные для того времени приемы. Так, изображая Марию на полотне «Отдых на пути в Египет», он рисует ее просторные одеяния в виде раковины, словно оберегающей свою хозяйку. Спокойная поза Иосифа, который отдыхает, прислонившись к дереву, контрастирует с многочисленными фигурками суетливых ангелов, окруживших маленького Христа.

1508 год стал для Лукаса Кранаха Старшего поворотным: он посетил Нидерланды, а после возвращения в Виттенберг получил звание дворянина и должность главы крупной художественной мастерской. Под его началом трудились 10 молодых мастеров, которые помогали писать картины, иллюстрировать книги и продавать их. Со временем мастерская стал приносить немалый доход: Кранах разбогател настолько, что горожане стали считать его уважаемым человеком и неоднократно избирали на пост бургомистра Виттенберга. В этот период были созданы портрет Карла V, полотно «Венера и Амур», алтарь святой Екатерины.

Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.

Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший.

Лукас Кранах Старший был не только живописцем и удачливым бюргером. Знакомство с Мартином Лютером сделало его убежденным сторонником Реформации и активным участником движения. Художник рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам и портреты Лютера, а также выделил немалую сумму для издания Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.

Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.

Выставки

Все выставки художника
Вся лента

Sign up
Lucas
Cranach the Elder
Germany 
1472−1553
Subscribe197
Biography and information
 
Lucas Cranach The Elder (Lucas Cranach der Ältere, 4 October 1472, Kronach — Oct 1553, Weimar) — German artist of the Renaissance, the schedule, the court painter. Author of numerous portraits of his contemporaries, as well as paintings of biblical scenes and themes and genre paintings. He took an active part in the creation of the Danube school, the head of a large art Studio, a supporter of the reformation, friend of Martin Luther. The father of the painters Hans Cranach Lucas Cranach The Younger.

Features of the artist Lucas Cranach: successfully combining in his work the Gothic tradition, dominant in those days in German art, and the basic principles of Renaissance painting, Cranach was able to create a unique style. In his paintings the figures are harmoniously integrated into the landscape, through which the artist managed to more fully convey the individual traits of their models. Despite the fact that many customers of the master were members of the nobility, the artist portrayed them, without undue idealization, preferring to show the rich inner world that was revealed before him in the process.

In the early paintings of Lucas Cranach clearly noticeable that the artist preferred custom colors. This technique in combination with the asymmetry was quite innovative for the time. A more Mature period of the art is represented by paintings, dominated by a poetic beginning, whereby the subjects, saturated fine details, get a flair of fabulousness and style.

Famous paintings by Lucas Cranach the Elder: "Adam and eve", "The crucifixion", "Venus and Cupid", "Madonna", "Nymph of the source", "Melancholy", "Deer hunt", "The Judgment Of Paris""Judith with the head of Holofernes", portraits Martin LutherPrince of Saxony, Frederick The Wise, Sibylla Of Cleves, Anna Cuspinian.

The paintings of Lucas Cranach as a reflection of the era

Accurate data on the childhood years of the artist there. Some sources claim that his father was unknown, and the name of the young Cranach was Thunder. According to other sources, Lucas was born in the family of the artist by Hans Mahler, who lived and worked in the Upper Franconian city of Kronach. Assuming that the basics of painting Cranach was trained in the workshop of his father. His first drawings were not preserved, in the public domain are the works of Lucas, created by the artist at the age of about 30 years.

In the early 1490's, the young Lucas Cranach, the then-unknown aspiring artist, went on a trip to Germany. Then was Palestine, and in 1501 to Vienna. In the capital of Austria, the painter spent two years studying the work Albrecht Dürer. It was here that he wrote his first extant of the times works with a recognizable signature. These include the painting "Adam and eve"that was long attributed the authorship of Durer: Cranach was so fascinated by the works of the great German that have used the same song in the wizard to create your option.

Moving to Wittenberg at the invitation of Frederick the Wise in 1504 Cranach brought the title of court painter and well-known: he painted portraits of courtiers and other paintings, including "The crucifixion". Depicting the Savior ascended on the cross over filled with blood and the spring flood the earth on a background of dark storm clouds and dry branches, the artist managed to convey the tragedy of what is happening, which leaves hope for salvation after death and forgiveness of sins.

As an artist, Lucas Cranach the period of the early 1500-ies shows amazing craftsmanship, combining the contrasting bright colors and using unusual techniques. So, portraying Mary on the canvas "Rest on the flight into Egypt"he draws this garment in the form of a shell, as if protecting his mistress. The relaxed pose of Joseph, who is resting up against the tree, contrasted with numerous figures of angels fussy, surrounded by a little of Christ.

1508 was the year of the Lucas Cranach the Elder turning: he visited the Netherlands, and after his return to Wittenberg he received the title of nobleman and a position of the head of a major Studio. Under him worked the 10 young artists that helped to paint, to illustrate books and sell them. Over time, the workshop was to generate considerable revenue: the Cranes are so rich that the citizens began to consider him a respected man and was repeatedly elected to the post of burgomaster of Wittenberg. During this period, was created the portrait of Charles V canvas "Venus and Cupid"the altar of St. Catherine.

A huge source of inspiration for steel by Lucas Cranach the Elder work da Vinciwith whom the artist met during a trip to Melehan in 1508. Lucas was the first of the painters of Northern Europe dared to depict the goddess Venus naked before in a similar form in the paintings could appear only eve. The boldness of the interpretation has not met with condemnation from the public: the Cranes are still popular, taking orders for portraits, paintings on biblical and classical themes and idyllic landscapes.

Paintings by artist Lucas Cranach decorated the palaces of the nobility and the houses of rich citizens. The abundance of orders allowed Lucas to bring the painting to his sons, in the workshop of the famous painter worked as his eldest son Hans, and later he was joined by Junior offspring Lucas Cranach The Younger.

Lucas Cranach the Elder was not only a painter and a successful burgher. Familiarity with Martin Luther have made him a staunch supporter of the reformation and an active participant in the movement. The artist drew illustrations for Protestant pamphlets and portraits Lutherand has allocated a considerable sum for the publication of the Bible, translated by Luther into German.

Today the paintings of this brilliant artist adorn the halls of museums such as the Hermitage Museum, the Dresden gallery, the Leipzig Museum, gallery in Stuttgart, Alte Pinakothek (Munich), etc. In 2015, his picture "The mouth of truth"was sold at Sotheby’s for 9 million 300 thousand pounds.
Read more
Artworks liked by

Feed
To post comments log in or sign up.
Write comments
Discuss user publications and actions. Add the required photos, videos or sound files to comments.
Whole feed
Artworks by the artist
444 artworks total
1546, 122×186 cm
1532, 119×108 cm
1532, 24×37 cm
View 454 artworks by the artist