Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Регистрация
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Стрит-арт

Искусство или вандализм?

  10 
Граффити, постеры, муралы, теги, рисунки на асфальте и даже скульптуры — все это стрит-арт
Граффити, постеры, муралы, теги, рисунки на асфальте и даже скульптуры – все это стрит-арт, искусство урбанистических пространств. От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений Древней Греции и Рима и к нашим дням – надписи и рисунки на стенах городов и селений сопровождают человеческую цивилизацию. Многим из нас граффити в метро, подземных переходах и на железнодорожных эстакадах кажутся варварством и хулиганством. Но так ли это? По мнению сторонников стрит-арта, искусство, спрятанное в галереях, музеях и частных коллекциях, недоступно большинству людей. Вот почему уличные художники выступают за демократичность искусства и его всеобщую доступность вне сферы законодательной системы, а также общепринятых понятий о частной собственности. Читать дальше
, искусство урбанистических пространств. От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений Древней Греции и Рима и к нашим дням — надписи и рисунки на стенах городов и селений сопровождают человеческую цивилизацию. Многим из нас граффити в метро, подземных переходах и на железнодорожных эстакадах кажутся варварством и хулиганством. Но так ли это? По мнению сторонников стрит-арта, искусство, спрятанное в галереях, музеях и частных коллекциях, недоступно большинству людей. Вот почему уличные художники выступают за демократичность искусства и его всеобщую доступность вне сферы законодательной системы, а также общепринятых понятий о частной собственности.
Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа, его могут закрасить — как дворники по указке властей, так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том, что хочется нарисовать, потому что сделать это зачастую надо очень быстро. Во многих странах за порчу городского имущества полагаются немалые штрафы, поэтому райтеры стараются замаскировать свою деятельность по ремонтные или строительные работы, киносъемку и прочий неприметный «движ».
Считается, что движение уличных художников родилось на рубеже 1970-х на территории США. Однако за пару десятилетий до этого, во время Второй мировой, в американском Детройте жил некий Килрой (Kilroy) — человек, который, как предполагают, работал на оружейном заводе и очень любил оставить надпись «Kilroy was here» (здесь был Килрой) на ящике с произведенными бомбами. Эта надпись быстро стала популярна среди солдат, ее дополнили простеньким рисунком, и с тех пор «Килрой» стал путешествовать вместе с американскими солдатами.
Еще одна версия появления Килроя — деятельность инспектора верфи Бостона по имени Джеймс Килрой, который делал эту надпись на кораблях после проверки. Некоторые утверждают, что персонаж появился в Англии еще в 1937 году, некоторые — что его придумали австралийские солдаты еще во времена Первой мировой.
В 1960-х годах надписи на стенах заполонили Филадельфию, а десять лет спустя прочно оккупировали улицы Нью-Йорка. Первыми проявлениями живописи стрит-арта стали «теги» — своеобразные метки, содержащие имя или псевдоним автора. Теги стали своеобразным способом обозначить свою индивидуальность, провозгласить сам факт собственного существования — ну и самоутвердиться, конечно. Если твое имя кричит с каждого угла — ты кое-что значишь! Дотянись до невозможной высоты, нарисуй свой личный знак в неожиданном месте, рискуй — и станешь знаменитым. Через некоторое время к имени добавился номер улицы, где проживал райтер. Особенно прославился один из пионеров теггинга — нью-йоркский курьер Таки, который рисовал свой ник — TAKI 183 — на стенах при каждой возможности. О нем написали, его стали копировать — и вскоре стены города запестрели никнеймами. Впрочем, рисование тегов считалось, скорее, вандализмом, нежели искусством. Идея о том, что можно завоевать известность, демонстрируя свое присутствие в общественных местах, к культуре никак не относилась — и не относится.
Фотографы Марта Купер, Элли Марсиелло, Смит. Источник
Сегодня считается, что пионеры стрит-арта работали в технике «райтинг» (writing) — собственно, так называется сам процесс рисования граффити любого стиля. После стали выделять «бомбинг» (bombing) — очень быстрое рисование в условиях экстрима, а также «тэггинг» (tagging) — изображение никнейма художника. Через некоторое время райтеры стали совершенствовать художественную составляющую своего искусства, стремясь привнести новые приемы и выделиться среди других художников. Дух соперничества породил такие стили, как bubble-letter -огромные буквы, похожие на пузыри, throw-up — типичный стиль нью-йоркцев с простыми формами в два цвета. Стильные герои, характерные для конкретного автора — техника character. В «диком стиле» (wild style) работают мастера высокого класса, покоряющие зрителя сложностью рисунков. И, конечно, очень популярны оптические иллюзии «3D-style», которые вызывают наибольший интерес у горожан и туристов своей виртуозной техникой и интересными идеями.
Райтеры Duro, Doze, Mare 139, Shy 147, Daze, Lady Pink. Амфитеатр в Ист-Ривер-Парк, Манхэттен, 1981. Фото: © Martha Cooper. Источник
Стрит-арт прочно вошел в молодежную субкультуру. Стремление изобразить свое послание на как можно более сложной для доступа поверхности создавало впечатление о небывалой «крутизне» автора, добавляя ему очков в общественном мнении. Одно из самых известных граффити в «диком стиле» — с яркими цветами, округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности — было создано художниками TRAP, DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Метро регулярно подвергалось набегам райтеров, которые «преображали» целые поезда. Городские власти выразили яростный протест против порчи общественного имущества и объявили стрит-арту войну. Полиция охотиась за художниками и арестовывала их, а метрополитен один за другим очищал поезда от граффити.
«Trap Dez Daze», 1983. Фото: © Генри Чалфант. Источник
Техника граффити быстро завоевала большую популярность и стала одной из составляющих музыкальной хип-хоп культуры. К середине 1980-х в среде художников стрит-арта набрал популярность стиль трафаретного граффити. Искусство рисования аэрозольными красками пересекло океан и покорило Европу. В ряды райтеров влились профессиональные художники, для которых идея демократичного искусства, доступного всем без исключения, была близка и понятна. В эстетике стрит-арта появилась социальная составляющая: художники поднимали проблемы защиты бедных слоев населения, борьбы со СПИДом, расизма. Высокое мастерство исполнения сделало их обращения к публике более привлекательными и оттого более значимыми.
Многие имена были на слуху у всего художественного сообщества — Ли Киньонес, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Даниэль Бурен… Популярностью урбанистической живописи решили воспользоваться некоторые крупные корпорации — в частности, IBM и Sony, — которые продвигали свою продукцию в коллаборации с уличными художниками. Стрит-арт стал темой нескольких компьютерных игр, изображения граффити появились на сумках и футболках, скейт-бордах и досках для серфинга.
Берлинская стена, разделившая город после окончания Второй мировой войны — один из наиболее примечательных европейских объектов стрит-арта. Это живое напоминание о «холодной войне» — обязательный пункт в туристическом меню. Художественная галерея под открытым небом протяженностью 1316 метров называется East Side Gallery — «Галерея восточной стороны».
Самый знаменитый рисунок из 106 картин Берлинской стены — фреска
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
Читать дальше
, созданная Дмитрием Врубелем, который изобразил знаменитый поцелуй Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и первого секретаря ЦК СЕПГ Эриха Хонеккера. В росписи остатков стены приняли участие художники из 21 страны, которые оставили личностные послания о радостном чувстве свободы, сопровождавшем крушение этой уродливой границы. Источник фото
«Стена — это очень сильное оружие. Это одна из самых отвратительных вещей, которыми ты можешь кого-то ударить» — так считает Бэнкси, один из самых легендарных художников стрит-арта. Имя Бэнкси окружает ореол анонимности и тайны; многие считают, что за псевдонимом скрывается музыкант Роберт Дель Ная, участник музыкальной группы Massive Attack. Неподражаемость этого мастера стрит-арта — в тонком юморе, приправленном сардоническим остроумием, которые заставляют зрителей задуматься о серьезности его художественных заявлений на темы политики, гуманности, беженцев и расовых предрассудков. Бэнкси «хорошо бегает» и «умно выбирает точку» — иными словами, хорошо продумывает свои действия перед вылазкой. Художник предпочитает работать в трафаретной технике — это гарантированная скорость нанесения рисунка и возможность уйти быстро и незаметно.
Еще один вид стрит-арта — наклеивание готовых плакатов и постеров при помощи мучного клейстера (Wheat Paste). Этот вид уличного искусства удобен тем, что требует минимального времени для акции и позволяет в секунды приклеить плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
в общественном месте. Некоторые художники используют готовые лайт-боксы. Так, в декабре 2015 года накануне 21-й конференции по изменению климата (UN COP21) 82 уличных художника из 19-ти стран распространили по всему Парижу 600 фейковых рекламных плакатов, обличающих устроителей форума. Досталось и мировым лидерам, и корпорациям, которые спонсируют климатический саммит.
  • "Мы знали о воздействии ископаемого топлива, но публично отрицали это"
  • На постере «под Air France» большими буквами значится: «Борьба с изменением климата? Нет, конечно. Мы же авиакомпания»
Кристиан Геми (Christian Guémy), известный всему миру как С215, «выставляет» свои работы на стенах домов неблагополучных районов городов. Геми использует кропотливую технику трафаретов. Его стрит-арт близок к живописи в ее классическом понимании, его работы — это мельчайшая проработка деталей, полутонов и полутеней. Искусство Кристиана Геми — социально, но здесь нет жесткой критики, протеста или призыва к действию. Художник говорит, что он отнюдь не акционист — скорее, мастер портрета, то есть частного, личного изображения своих героев. Источник
Любопытная техника «обратное граффити» (Reverse Graffiti) выполняется на грязных поверхностях, которые художник частично отмывает, нанося свой рисунок. Этот вид уличного искусства призывает власти и общество обратить самое пристальное внимание на загрязнение городской атмосферы. Сам метод весьма экологичен — и это еще один плюс в его пользу.

Художник Пол Кертис (Moose) работает в технике Reverse Graffiti. Он придумал эту технику, пытаясь отмыть стену от табачной копоти. Источник

Сегодня уличное искусство весьма разнообразно и не ограничивается одними лишь надписями на стенах. Ниже мы предлагаем вам подборку фото с разнообразными образцами современного стрит-арта. В Артхиве имеется и сообщество, посвященное стрит-арту.
Yarn bombing (он же Guerilla Knitting) - вязаное граффити, придуманное американской художницей Мартой Сейедж. Ее группа Knitta Please создает проекты по украшению городских пространств с 2005 года. Источник

Проект Шеннон Спанхейк на улицах Тихуаны, Мексика. 2005   Источник
Работа художника под ником Vhils выполнена в технике выцарапывания
Французский дуэт художников Элла и Питр (Ella & Pitr) выполнили эту гигантскую работу на крыше здания в норвежском Ставангере.
Американский художник и иллюстратор Дэвид Зинн (David Zinn) живет Мичигане и украшает улицы города Энн-Арбор забавнейшими персонажамиЮ которых рисует цветными мелками. Зеленый пришелец Слугго за несколько лет стал очень популярным персонажем во всем мире!
Церковь Святой Барбары была построена в 1912-м, но уже давно пустовала, разрушаясь на глазах. Спонсор (Red Bull) и сбор средств в интернете позволили восстановить ее - но в новом формате: она превратилась в скейт-парк. Росписи разработал художник Okuda San Miguel.
Французский модный бренд Pigalle  создал в 9 округе Парижа баскетбольную площадку, украшенную в стиле работ Казимира Малевича
Сегодня муралы есть практически в каждом городе мира. Огромные рисунки, закрывающие неприглядные архитектурные элементы, давно стали привлекательными объектами для туристов. Американская художница BKfoxx. Одесса, Украина. Источник
Тенденция к переходу стрит-арта от улицы к художественным галереям свидетельствует о признании этого вида искусства художественным сообществом. Однако многие райтеры по-прежнему считают, что уличное искусство — это голос свободного человека, не подвластного ни деньгам, ни власти.

Choose a language
Use Arthive in the language you prefer
Sign up
Create an account
Register to use Arthive functionality to the maximum

Street Art

Art or vandalism?

  9 
Graffiti, posters, murals, tags, pavement drawings and even sculptures — all these are street art, the art of urban spaces. From the cave paintings of our ancestors, through the wall announcements of Ancient Greece and Rome, and to our days — inscriptions and drawings on the walls of cities and villages accompany human civilization. For many of us, graffiti in the subway, underpasses, and railway overpasses seems barbaric and hooligan. But are they indeed? According to supporters of street art, art hidden in galleries, museums and private collections is inaccessible to most people. That is why street artists advocate the democratization of art and its universal accessibility outside the legislative system scope, as well as generally accepted concepts of private property.
The ephemerality and fragility of street art projects is one of the central ideas of this art form. At any moment, a one-of-a-kind "exhibit" can disappear without a trace, it can be painted over both by janitors ordered by the authorities, and other artists. The main tool of a street art painter is a spray can and an accurate idea ofwhat he/she wants to draw, because you often need to do this very quickly. In many countries, considerable fines are imposed for damage to city property, so artists try to hide their activity in a construction work, filming or other inconspicuous "movement".
It is believed that the movement of street artists was born at the turn of the 1970s in the United States of America. However, some decades earlier, during World War II, a certain Kilroy lived in American Detroit — a man who is believed to have worked at an arms factory and who very fond of leaving the "Kilroy was here" inscription on the boxes with the manufactured bombs. This inscription quickly became popular among soldiers, it was supplemented with a simple pattern, and since then the Kilroy began to travel with American soldiers.
Another version of Kilroy’s appearance is the activity of a Boston shipyard inspector named James Kilroy, who made this inscription on ships after checking. Some argue that the character appeared in England in 1937, some say that he was invented by Australian soldiers during the First World War.
In the 1960s, graffiti flooded Philadelphia, and ten years later, the streets of New York were occupied. The first manifestations of street art painting were tags — special marks containing the name or pseudonym of the author. Tags have become a peculiar way to denote their individuality, to proclaim the very fact of their own existence — and to assert themselves, of course. If your name screams from every wall, then you mean something! Reach the impossible height, draw your personal sign in an unexpected place, take a chance — and you will become famous. After some time, they began to add the street number where the writer lived to the name. One of the tagging pioneers, the New York courier Taki, who painted his nickname TAKI 183 on the walls at every opportunity, was especially famous. They wrote about him, they copied him, and soon the city walls were covered with nicknames. However, tagging was considered rather vandalism than art. The idea that one can gain fame by demonstrating his presence in public places wasn’t considered culture — neither does it now.
Photographers Marta Cooper, Ellie Marciello, Smith. Source.
Today it is believed that the pioneers of street art used "writing" technique — in fact, this is the name of the graffiti drawing process in any style. Afterwards, they began to single out "bombing" — very fast drawing in extreme conditions, as well as "tagging" — the image of the artist’s nickname. After some time, artists began to improve the artistic component of their art, seeking to introduce new techniques and stand out among other artists. The spirit of rivalry gave rise to other styles such as bubble-letter — huge letters, similar to bubbles, throw-up — a typical style of New Yorkers with simple shapes in two colours. Stylish characters specific to a particular artist are the character technique. "Wild style" is for the high class artists who conquer the viewer with the complexity of their drawings. And, of course, "3D-style" optical illusions are very popular, which cause the greatest interest among citizens and tourists with their virtuoso technique and interesting ideas.
Street art artists Duro, Doze, Mare 139, Shy 147, Daze, Lady Pink. East River Park Amphitheater, Manhattan, 1981. Photo: © Martha Cooper. Source.
Street art entered the youth subculture deeply. The desire to portray one’s message on a surface as difficult as possible for access created the impression of an unprecedented "coolness" of an artist, adding points to him/her in public opinion. One of the most famous wild style graffiti with bright colors, rounded lines and shadow effects of three-dimensionality was created by artists TRAP, DEZ and DAZE in 1982. This street art object appeared on a car of the New York subway and caused great hype in the press. The metro was regularly raided by the artists who painted trains. The city authorities have vehemently protested against damage to public property and declared the street art war. Police hunted and arrested artists, and the subway workers cleared the trains of graffiti, one by one.
"Trap Dez Daze", 1983. Photo: © Henry Chalfant. Source
Graffiti technique quickly gained its great popularity and it became one of the components of hip-hop music culture. By the mid-1980s, the style of screen graffiti gained popularity among street artists. The art of spray painting crossed the ocean and conquered Europe. Professional artists joined the writers, for whom the idea of democratic art, which is accessible to everyone without exception, was close and understandable. In the street art aesthetics, a social component appeared: artists raised the problems of protecting the poor, the fight against AIDS, racism. High mastery of painting has made their appeals to the public more attractive and therefore more significant.
Many names were heard by the entire art community — Lee Quiñones, Jean-Michel Basquiat, Keith Haring, Daniel Buren etc. Some large corporations, including IBM and Sony, decided to take advantage of the urban painting popularity and promoted their products in collaboration with street artists. Street art has become the subject of several computer games, graffiti images have appeared on bags and T-shirts, skateboards and surfboards.
The Berlin Wall, which divided the city after the end of World War II, is one of the most notable European street art objects. This lively reminder of the Cold War is a must-have item on the tourist menu. The 1,316-meter open-air art gallery is called the East Side Gallery.
The most famous one of 106 paintings of the Berlin Wall is a fresco created by Dmitry Vrubel, which contans the famous kiss of the CPSU Central Committee Secretary General Leonid Brezhnev and the First Secretary of the SED Central Committee Erich Honecker. Artists from 21 countries took part in painting the remains of the wall, leaving personal messages about the joyful feeling of freedom that accompanied the collapse of this ugly border. Photo Source
"A wall is a very big weapon. It’s one of the nastiest things you can hit someone with," says Banksy, one of the most legendary street art artists. Banksy’s name is surrounded by anonymity and mystery; many believe that musician Robert Del Naja, a member of the music group Massive Attack, stands behind the nickname. The inimitability of this master of street art is in subtle humour, flavoured with sardonic wit, which makes viewers doubt about the seriousness of his artistic statements on politics, humanity, refugees and racial prejudices. Banksy "runs well" and "chooses a point cleverly", in other words, thinks through his actions well before his sortie. The artist prefers to work in screen technology, it gives the guaranteed speed of drawing and the ability to leave quickly and quietly.
Another type of street art is gluing ready-made posters using wheat paste. This type of street art is convenient because it requires minimal time for the action and allows you to paste a poster in a public place in seconds. Some artists use ready-made light boxes. So, in December 2015, on the eve of the 21st Climate Change Conference (UN COP21), 82 street artists from 19 countries distributed 600 fake posters throughout Paris denouncing the organizers of the forum. They told about world leaders and corporations that sponsored the climate summit.
  • “We Knew about the Impact of Fossil Fuels but Publicly Denied It”
  • The poster “under Air France” in capital letters means: “Tackling climate change? Of course not, we’re an airline”
Christian Guémy, known worldwide as C215, "exposes" his art on the walls of houses in disadvantaged areas of cities. Guémy uses a painstaking stencil technique. His street art is close to painting in its classical sense, his work is the tiniest detail, halftone and partial shade. Christian Guémy's art is social, but there is no harsh criticism, protest, or call to action. The artist says that he is by no means an actionist, rather, a master of portraiture, that is, a private, personal image of his heroes. Source
The curious technique of the reverse graffiti is performed on dirty surfaces, which the artist partially cleans, applying his drawing. This type of street art calls on authorities and society to pay close attention to the pollution of the urban atmosphere. The method itself is very environmentally friendly, this is another plus in its favour.

Artist Paul Curtis (Moose) works in the reverse graffiti technique. He came up with this technique, trying to clean the wall from tobacco soot. Source

Today, street art is very diverse and is not limited to graffiti. Below we offer you a selection of photos with a variety of samples of modern street art. Arthive also has a community dedicated to street art.
Yarn bombing (aka Guerilla Knitting) - knitted graffiti, invented by American artist Magda Sayeg. Her Knitta Please group has been creating projects to decorate urban spaces since 2005. Source
Shannon Spanhake Project on the streets of Tijuana, Mexico. 2005 Source
The artwork by the artist Vhils is made using the scratching technique.
The French artists duo Ella & Pitr performed this gigantic work on the roof of a building in the Norwegian Stavanger.
American artist and illustrator David Zinn lives in Michigan and adorns the streets of Ann Arbor with the funniest characters he draws with crayons. Sluggo the green alien has become a very popular character all over the world in a few years!
St. Barbara Church was built in 1912, but has long been empty, collapsing gradually. The sponsor (Red Bull) and Internet fundraising allowed to restore it, but in a new format: it turned into a skate park. Murals were developed by the artist Okuda San Miguel.
French fashion brand Pigalle created a basketball court in the 9th arrondissement of Paris, and decorated it in the style of Kazimir Malevich’s art
Today, murals are in almost every city in the world. Huge drawings covering the unsightly architectural elements have long become attractive objects for tourists. American artist BKfoxx. Odesa, Ukraine. Source
The trend towards the transition of street art from the street to art galleries testifies to the recognition of this art form by the art community. However, many artists still believe that street art is the voice of a free person, not subject to either money or power.